Неточные совпадения
Едва ли самая злая газетная полемика так волнует теперь
литературных противников, как волновала и самих участников, и местное общественное мнение эта борьба капитана с злым ябедником, слава которого колебалась, как иная
литературная репутация под ударами новой
критики.
Таковы должны быть, по нашему мнению, отношения реальной
критики к художественным произведениям; таковы в особенности должны они быть к писателю при обозрении целой его
литературной деятельности.
Если мы применим все сказанное к сочинениям Островского и припомним то, что говорили выше о его
критиках, то должны будем сознаться, что его
литературная деятельность не совсем чужда была тех колебаний, которые происходят вследствие разногласия внутреннего художнического чувства с отвлеченными, извне усвоенными понятиями.
Этой противоположности в самых основных воззрениях на
литературную деятельность Островского было бы уже достаточно для того, чтобы сбить с толку простодушных людей, которые бы вздумали довериться
критике в суждениях об Островском.
Ну, опиши я эти все факты, — а я бывал свидетелем и величайших фактов, — издай я их теперь, и все эти
критики, все эти
литературные тщеславия, все эти зависти, партии и… нет-с, слуга покорный!
Три дня прогостил у меня оригинал Вильгельм. Проехал на житье в Курган с своей Дросидой Ивановной, двумя крикливыми детьми и с ящиком
литературных произведений. Обнял я его с прежним лицейским чувством. Это свидание напомнило мне живо старину: он тот же оригинал, только с проседью в голове. Зачитал меня стихами донельзя; по правилу гостеприимства я должен был слушать и вместо
критики молчать, щадя постоянно развивающееся авторское самолюбие.
«Ну, вот человек, — думаю я про себя, — сколачивал бы себе деньги да сколачивал; нет, ему еще нужно славы,
литературной славы, славы хорошего издателя,
критика!»
Я замечаю, что Наташа в последнее время стала страшно ревнива к моим
литературным успехам, к моей славе. Она перечитывает все, что я в последний год напечатал, поминутно расспрашивает о дальнейших планах моих, интересуется каждой
критикой, на меня написанной, сердится на иные и непременно хочет, чтоб я высоко поставил себя в литературе. Желания ее выражаются до того сильно и настойчиво, что я даже удивляюсь теперешнему ее направлению.
Сергей Андреевич Юрьев был одним из самых оригинальных
литературных представителей блестящей плеяды людей сороковых годов: выдающийся публицист,
критик, драматический писатель, знаток сцены, ученый и философ.
— Педант, педант — не спорю; но милый педант, но грациозный педант! Конечно, ни одна из идей его не выдержит основательной
критики; но увлекаешься легкостью! Пустослов, — согласен; но милый пустослов, но грациозный пустослов! Помните, например, он объявляет в
литературной статье, что у него есть свои поместья?
Как видите, придумано недурно для отживающих стариков: покамест такое начало живет в
критике, они могут быть уверены, что не будут считаться совсем отсталыми, что бы ни происходило в
литературном мире.
То же самое еще чаще может случаться и при обсуждении
литературных произведений: и когда критик-адвокат надлежащим образом поставит вопрос, сгруппирует факты и бросит на них свет известного убеждения, — общественное мнение, не обращая внимания на кодексы пиитики, будет уже знать, чего ему держаться.
Очевидно, что
критика, делающаяся союзницей школяров и принимающая на себя ревизовку
литературных произведений по параграфам учебников, должна очень часто ставить себя в такое жалкое положение: осудив себя на рабство пред господствующей теорией, она обрекает себя вместе с тем и на постоянную бесплодную вражду ко всякому прогрессу, ко всему новому и оригинальному в литературе.
Этот способ
критики мы видели не раз в приложении к Островскому, хотя никто, разумеется, и не захочет в том признаться, а еще на нас же, с больной головы на здоровую, свалят обвинение, что мы приступаем к разбору
литературных произведений с заранее принятыми идеями и требованиями.
Но пьеса выдержала и это испытание — и не только не опошлилась, но сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом из них покровителя,
критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей
литературной силы, перейдя из книги в живую речь.
Не убил бы я Алексея и в том случае, если бы
критика была права и он действительно был бы таким крупным
литературным дарованием. В жизни так много темного, и она так нуждается в освещающих ее путь талантах, что каждый из них нужно беречь, как драгоценнейший алмаз, как то, что оправдывает в человечестве существование тысяч негодяев и пошляков. Но Алексей не был талантом.
Об этом достаточно свидетельствуют и его
литературные произведения, в которых все мелко и ничтожно, что бы ни говорила близорукая
критика, падкая на открытие новых талантов.
Студент. Вот изволите видеть: живут в Петербурге эти господа. Один из них мне приятель. Он из семинарии (как всем известно, что в наше время быть из семинарии почти чин, так как лучшие головы и таланты все из семинарии). Он известен даже в
литературном мире своей
критикой на повесть «Чижи». Вы читали, может быть? Замечательная статья: «Чижа не уничижай». Он тут проводит мысль о прогрессе идей в наших семинариях.
Мы не читали статейки строгого
критика, потому что давно уже перестали интересоваться его
литературными приговорами; но тем не менее мы понимаем процесс, посредством которого он составил свое заключение.
Это даже подало, говорят, повод одному известному русскому
критику объявить произведения Марка Вовчка «мерзостно-отвратительными картинками» и, причисливши их к обличительной литературе, вследствие этого отвергнуть в авторе их всякий талант
литературный.
Но
литературная деятельность г. Аксакова так чиста и благородна, что
критике остается с радостью принять общий приговор публики.
По крайней мере на мнения его о Шевыреве в «Московском наблюдателе» последовал отголосок в 9-й же книжке «Телескопа», то есть через два месяца, а в 5-й книжке следующего года помещена была специальная статья Белинского «О
критике и
литературных мнениях «Московского наблюдателя»«, где много досталось ученому профессору Шевыреву.
Начала, принятые этой
критикой, утвердились и доселе действуют при оценке
литературных произведений.
Когда-нибудь и эта скромная
литературная личность будет оценена. По своей подготовке, уму и вкусу он был уже никак не ниже тогдашних своих собратов по
критике (не исключая и
критиков"Современника","Эпохи"и"Русского слова"). Но в нем не оказалось ничего боевого, блестящего, задорного, ничего такого, что можно бы было противопоставить такому идолу тогдашней молодежи, как Писарев.
А в городе, в
литературном мире, в театре смерть Григорьева прошла очень холодно. И в театре его не любили за
критику игры актеров. Любил его только П.Васильев, бывший на похоронах. Из актрис одна только Владимирова (о которой он говорил сочувственно за одну ее роль), не зная его лично, приехала в церковь проститься с ним.
У меня в журнале он не приспускал еще себя к
литературной и публицистической
критике.
Критик Анненков ставил его очень высоко, даже"Минина"его находил замечательным. Но они были люди совсем разного склада, образования и
литературного прошлого.
И уже в этот с лишком двухлетний период
литературные стремления начали проявлять себя. Я стал читать немецких поэтов, впервые вошел в Гейне, интересовался Шекспиром, сначала в немецких переводах, его
критиками, биографиями Шиллера и Гете.
Скабичевского я видал редко, и хотя он в глазах публики занял уже место присяжного
литературного критика"Отечественных записок", в журнале он не играл никакой заметной роли, и рядом с ним Михайловский уже выдвинулся как"восходящая звезда"русского философского свободомыслия и революционного духа. Молодежь уже намечала его и тогда в свои вожаки.
И мне было в высшей степени интересно послушать о нем, как личности и
литературной величине от его ближайшего коллеги по журналу, сначала его руководителя, а потом уступившего ему первое место как
литературному критику"Современника".
Выше такого отношения к себе
критики Андреев, по-видимому, стать не мог и страдал жестоко. Он долго и охотно рассказывал о своих
литературных успехах, с озлоблением говорил о
критиках. Даже напечатал в «Биржевых ведомостях» бестактнейшую статью, в которой упрекал
критиков, что они не ценят и не берегут родных талантов.
Полемические удары Михайловского на долгие годы вывели из строя и сделали форменным
литературным изгоем
критика «Северного вестника», А. Л. Волынского.
У них были, конечно, свои читатели; но вплоть до начала 70-х годов о них не только никто не кричал, но и не всякий
критик признавал за ними их настоящее творческое достоинство. Жили они вдали от журнального мира, мало знались с
литературной братией, работали много, но не спешно; словом, вели существование настоящих артистов, преследующих свои художественные идеалы. Многим было известно, что они люди обеспеченные, не нуждающиеся вовсе в срочной денежной работе.